Париж не какой-то особенный для меня самой город, я никогда там не была и в список мест, куда я именно хочу он не входит (хотя стоит признать, что Франция там есть во второй пятерке в лице Бретани и различных мест в южной части). "Собор Парижской Богоматери" не моя любимая книга у Гюго, так получилось, и любимыми стали две другие ("Отверженные" и "Девяносто третий год", если кому-то интересно). Я не исповедую христианство. Но отрицать важность самого по себе Нотр Дам де Пари невозможно - для всего человечества и всей человеческой культуры. И новости вечера понедельника - а у меня это была ночь! - страшные.

В ночь с понедельника на вторник практически я не спала и следила за новостями (и вот сейчас могу позволить себе признать, при всем ужасе произошедшего, огонь был апокалиптически красив). Эти новости, фотографии из них и поведение людей в связи с событиями позволили мне сделать несколько выводов для собственной внутренней философии. Стоит признать, не могу воспринимать огонь наравне с другими стихиями, принесенные цунами или землетрясением разрушения воспринимаются иначе, чем последствия пожара. Вопрос как вообще возможна такая трагедия в XXI веке я сознательно не ставлю.

Вчера мониторинг новостей продолжился, и каждая из них казалась чудом. Возможно, позже опьянение пройдет, и будут конкретные отчеты с цифрами и состоянием отдельных культурных ценностей. Это сейчас не важно. После выстоявших витражей XII-XIII веков сильнее всего меня поразил петух, которого нашли в завале - покореженного, но целого и явно поддающегося реставрации. Я была уверена, что металлическая скульптура с вершины шпиля точно расплавилась.

Это правда чудо - торжество человеческих рук над неуправляемой стихией. Момент единения человечества.
Это невероятно. Спасибо тем, кто его совершил.



И я обещаю себе съездить в Париж, пусть даже и через 20 лет (хотя - смотря на тенденции - допускаю, что реконструкция может оказаться весьма интерактивной).